?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение о психическом развитии (завершающий пост о развитии архаического эго).
Начало - здесь (3.1.1) и здесь (3.1.2).

ЧАСТЬ I. Ранее психическое развитие: архаичное эго (продолжение)


М ы ш л е н и е   и   р а з в и т и е   ч у в с т в а   р е а л ь н о с т и

Узнавание реальности, а также чувства любви и страха в отношении к ней развиваются до овладения речью.
...имеется "бессловесное сознание", которое при регрессивных состояниях вновь преобладает в форме "фантазирующего прелогического мышления".
Оно просто недифференцированный предшественник мышления, в нем еще видны все особенности примитивного эго, такие как пространность представлений, принятие подобий за тождества, уравнивание частей и целостностей, формирование понятий на основе общности моторных реакций.

Обретение способности говорить и понимать, что определенные звуки используются как символы вещей, а также постепенное укрепление связи речи с мышлением - важнейший этап в формировании эго.
Эго обретает эффективное средство обхождения с внешним миром и собственным возбуждением.
В древних магических верованиях, приравнивающих владение к называнию, содержится рациональное зерно.
Стремление таким путем овладеть инстинктивными влечениями, несомненно, обогащает интеллектуальное развитие.
Происходит сдвиг от эмоционального фантазирования к реальности, что помогает преодолеть тревогу.

Дар речи воспринимается как обретение огромной мощи.
"Всемогущество мысли" превращается во "всемогущество слова".
Ранняя речь - это заклинание, принуждающее внешний мир и судьбу делать вещи, заложенные в его словах.
Определенные слова сохраняют изначальную магическую силу: например, непристойности, клятвы, торжественные воззвания, поэтические опусы.

...рабочий принцип эго состоит в задержке автоматизированных функций ид, что позволяет целенаправленно и организовано их использовать.
Подобно "приручению" первичной тревоги, которая постепенно сводится к "тревожному сигналу", эго в процессе мышления приручает две непроизвольные архаические реакции: разрядка напряжения замедляется, склонность к галлюцинаторному исполнению желанию сводится к воображению предполагаемых событий, а в последствии к представлению этих событий в абстрактных символах.

Как приручение тревоги может оказаться неудачным, и тревожный сигнал тогда приводит к рецидиву первичной паники, так и склонность к разрядке любой ценой и галлюцинаторному исполнению желаний порой сказывается на мышлении.
При усталости, засыпании, интоксикации, психозе люди мыслят более примитивным образом...
Довлеющая роль эмоций приводит к заблуждениям, навеянным желаниями и страхами.
Эмоциональное мышление в соответствии с первичным процессом руководствуется, по-видимому, только стремлением к разрядке, а не логикой.

Еще одно удивительное свойство архаического мышления - символизм.
У взрослых сознательная идея может использоваться в качестве символа в целях сокрытия неприемлемой бессознательной идеи.
Например, идея пениса при ее неприемлемости символизируется змеей, обезьяной, шляпой, самолетом.
Символ сознателен, символизируемая идея бессознательна.

Первоначальное понимание мира исходит из инстинктивных потребностей и страхов, первые объекты воспринимаются как возможный источник удовлетворения или угрозы.
Стимулы, которые провоцируют одинаковые реакции воспринимаются как идентичные (в прелогическом мышлении пенис и змея идентичны, т.е. они воспринимаются сквозь призму общего понятия: вид змеи провоцирует эмоции, связанные с пенисом).
Первые идеи представляют собой не целостности, построенные из различных элементов, а совокупности, воспринимаемые недифференцированным путем, объединенные эмоциональными реакциями, которые они провоцируют.

Этих характеристик достаточно, чтобы объяснить некоторые из распространенных символов, а именно символы, основанные на сходстве, замене целого частью, на идентичности эмоциональных реакций: инструменты=пенис, раковина=влагалище, уход=смерть, верховая езда=половой акт, король=отец.

...формирование логического мышления представляет собой решающий шаг к окончательной дифференциации сознательного и бессознательного, установлению принципа реальности.

Первые идеи объектов появляются при воспоминании об упущенном удовлетворении.
Это идеи замещают упущенный объект и представляют попытку овладеть объектом магически.
Примитивное мышление пытается контролировать объекты магическим образом, что в период его преобладания считается возможным.
Вторичное мышление направлено на реальный контроль объектов.
Когда реальный контроль оказывается безуспешным, то ли реальность слишком неблагоприятна, то ли не хватает способности повлиять на нее, индивид снова регрессирует к магическому мышлению.

Пока мышление не сопровождается действием, его называют фантазией.
Невротики - это индивиды, чьи реальные действия блокируются.
Истеричный тип регрессирует от действия к невербальным грезам, его конверсионные симптомы представляют собой замещение действий.
Компульсивный тип регрессирует от действия к подготовке действия посредством слов, его мышление своего рода вечная подготовка к действиям, которые никогда не выполняются.

Логическое мышление предполагает сильное эго, которое способно к отсрочиванию, терпимо к напряжению, богато контркатексисами и готово оценивать реальность в соответствии со своим опытом.
Если же эго слабое, усталое или сонное, не уверено в собственных способностях и жаждет рецептивного приспособления, тогда образное мышление становится привлекательней интеллектуальной направленности на внешний мир.
Всякий раз, когда реальность становится неприятна, интенсифицируется поиск замещений в картинных грезах.


З а щ и т а   о т   п о б у ж д е н и й

До сих пор принцип реальности рассматривался как способность отсрочивать конечную реакцию.
Но некоторые реакции необходимо не только отсрочивать, но и относительно ограничивать.
Одновременно с улучшением управления двигательной сферой, т.е. превращением простых двигательных разрядок в действия, развивается также система защиты.
Эго обучается отвергать побуждения, которые опасны или неуместны.
Механизмы, которые первоначально использовались против болезненных внешних стимулов, теперь задействуются против собственных влечений.

Эго жаждет удовлетворения.
Поэтому его противодействие собственным инстинктивным потребностям кажется парадоксальным.
Причины такого парадокса уже упоминались, они состоят в следующем.

1. Биологически обусловленная неспособность младенца контролировать моторную сферу и его постоянная зависимость в удовлетворении инстинктивных потребностей от помощи извне приводят к тому, что он систематически попадает в травмирующие ситуации, так как внешний мир не всегда отвечает не его требования.
Временное исчезновение первичных объектов само по себе способно травмировать, поскольку влечение ребенка к нежности не получает разрядки.
Память о болезненном опыте такого рода впервые создает впечатление об инстинктивном возбуждении как возможном источнике опасности.

2. Угрозы и запреты со стороны внешнего мира порождают страх перед инстинктивными актами и их последствиями.
Вольно или невольно взрослые дают ребенку понять, что инстинктивное поведение порицается, а воздержание похвально.
Действенность этих впечатлений обусловлена не только физической силой взрослых, но и зависимостью самоуважения ребенка от любви близких.

3. Опасения могут иметь совершенно фантастический характер ... он проецирует зловещую силу собственных вытесненных побуждений и ожидает серьезных наказаний.

4. Позднее вступает в силу четвертый фактор, что обусловлено зависимостью эго от суперэго, интрапсихического представителя объективного, воспитывающего и проективно понятого внешнего мира.
Четвертый фактор превращает тревогу в чувство вины.


Д а л ь н е й ш и е   з а м е ч а н и я   о б   а д а п т а ц и и   и   ч у в с т в е   р е а л ь н о с т и

Адаптация в динамическом смысле означает решение задач, заданных внутренними побуждениями и внешними (тормозящими и угрожающими) стимулами.

Созревание эго происходит в результате постоянного взаимодействия потребностей организма и влияний окружающей среды.
Биологические потребности модифицируются благодаря суждения эго (или воздействию суперэго).

Степень развития чувства реальности зависит от конституциональных факторов и жизненных обстоятельств: насколько примитивный, смутный, магический, преисполненный страхом мир, основанных на проекциях и интроекциях, становится "реальным", объективно оцениваемым миром, подвластным аллопластическим силам индивида, и в какой мере остается подверженным ложным надеждам и страхам.

Развитие чувства реальности никогда не бывает полным.
Объективная реальность по-разному переживается разными людьми.
У невротиков снова проявляются свойственные архаическому эго ошибки в суждениях о реальности и затруднения в обучении различению...

За всеми активными модусами разрешения внешних и внутренних задач скрывается готовность отступить к пассивно-рецептивному приспособлению к обстоятельствам.

Развитие эго и ид не происходит раздельно, а переплетается и проникнуто взаимовлиянием.

В развитии эго низшие уровни сохраняются наряду с высшими уровнями или отступают вглубь.
Конституциональный факторы и жизненный опыт порой делают это явление более прозрачным.
Ранние особенности эго сохраняются или возобновляются при фиксациях и регрессиях, что приводит к различным феноменам.
В частности, отдельные функции эго иногда сохраняют или снова обретают определенные черты более примитивной фазы.
В некоторых случаях в большей мере, чем в норме, сохраняется магический характер мышления, например, у компульсивных невротиков одновременно с преждевременным развитием мышления наблюдаются суеверие, бессознательная вера во всемогущество и закон возмездия.
Примитивные черты могут проявляться и в отношениях к объектам.
Возможна фиксация на ранних стадиях любви, когда целью была инкорпорация, или на способе регуляции самоуважения,характерном для маленьких детей.

Фенихель Отто
Психоаналитическая теория неврозов /
Пер. с англ. А.Б. Хавина. - 2-е изд-е. - М.: Академический Проект, 2005. - 848 с.
Приобрести книгу (изд-е 2013 г.)

Profile

lev_chuk
Александр Левчук

Latest Month

March 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com