?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Следующие несколько постов (серия 3.*.*) будут посвящены психическому развитию.

Перед их прочтением можно ознакомиться со следующими статьями Ференци:
1913 год - Ступени развития чувства реальности
1926 год - Проблема согласия на неудовольствие. Дальнейшие шаги в познании чувства реальности (по той же ссылке - см. ниже).

ЧАСТЬ I. Раннее психическое развитие: архаическое эго


С а м ы е   р а н н и е   с т а д и и

Психические функции представляют собой прогрессивную усложняющуюся систему, предназначенную для управления стимулами.
Так, самые ранние фазы развития психики следует интерпретировать с помощью понятий "возбуждение" и "релаксация", и только последующие фазы можно охарактеризовать более определенными и дифференцированными терминами.

Эго дифференцируется под влиянием внешнего мира.
Считается, что у новорожденного эго отсутствует.

Младенец не выживет, если о нем не заботиться; на него обрушивается лавина стимулов, которыми он не способен управлять.
Он не может произвольно двигаться, не различает поступающие стимулы, не ориентируется в объектах внешнего мира и еще не умеет ограничивать напряжение.
У новорожденного, по-видимому, отсутствует ясное сознание и имеется только недифференцированная чувствительность к боли и наслаждению, усилению и уменьшению напряжения.
Точнее говоря, функции, впоследствии составляющие эго и сознание, еще не развиты: ни восприятие (перцепция), ни произвольные движения, ни способность связывать напряжение с помощью контркатексиса.

Конечно, реагирование на стимулы происходит и до развития эго, функции будущего эго выполняются целостным организмом.

При рождении организм покидает относительно спокойное окружение и неожиданно подвергается разрушительной стимуляции, обладая минимумом защиты от нее.
Это "затопление" возбуждением при отсутствии адекватных защитных механизмов представляет собой, согласно Фрейду, модель позднейшей тревоги.

Переполнение возбуждением, вероятно, крайне неприятно и вызывает первую ментальную тенденцию, а именно склонность избавляться от напряжения.
Когда со стороны внешнего мира младенцу оказывается помощь в борьбе со стимулами, он удовлетворяется и засыпает.
Новые стимулы, такие как голод, жажда, холод, вызывают возбуждение.
Первые проблески сознания отражают не различие между эго и не эго, а скорее различие между большим и меньшим напряжением; в этот период релаксация сопровождается утратой сознания.

Если любая потребность удовлетворялась бы сразу, представление о реальности, возможно, никогда бы не возникло.


Н а х о ж д е н и е   о б ъ е к т о в   и   п о с т р о е н и е   э г о

Жизнь младенца - это чередование голода (холода и других беспокоящих стимулов) и сна.
Голод (и другие стимулы) вызывает состояние напряжения и тем самым стремление избавиться от напряжения.
С насыщением исчезает чувство голода и наступает сон, когда стимуляция значительно уменьшается.

Первое представление об объектах должно зарождаться в состоянии голода.
Когда появляются зачатки позднейших функций эго, младенец начинает понимать, что для облегчения его напряжения извне производятся какие-то действия, тогда и возникает первое устремление к объектам.
Объектное отношение столь примитивного типа существует до тех пор, пока объект отсутствует.
С появлением объекта устремление к нему угасает и наступает сон.

До учреждения "первого объекта" младенец физически зависит от людей, поддерживающих его жизнь.
Эти люди, однако, не объекты младенцы в психологическом смысле, поскольку он сознает не внешний мир, а всего лишь напряжение и релаксацию.
Первое осознание младенцем объекта происходит из желания чего-то уже знакомого, способного удовлетворить потребности, но отсутствующего в данный момент.


...базовое противоречие человеческое жизни - противоречие между устремлением к полной релаксации и объектам (голод по стимулам).
Стремление к релаксации и разрядке, прямое выражение принципа постоянства, конечно же более древний механизм.
Тот факт, что внешние объекты вызывают приятное расслабление, вносит осложнение, поскольку объекты становятся желанными.
Вначале, правда, они ищутся только в качестве средства, которому надлежит опять исчезнуть.
Тяга к объектам возникает, следовательно, как окольный путь реализации намерения избавиться от объектов (стимулов).
Именно это, вероятно, имеется в виду, когда порой говорят, что ненависть древнее любви.
Истина, однако, состоит в том, что первые объектные отношения не представляют собой любовь или ненависть, а недифференцированные предтечи обеих.

Происхождение эго и чувства реальности - это всего лишь два аспекта одного этапа развития.
Эго непременно определяют как часть психики, которая учитывает реальность.
Представление о реальности подразумевает и эго-концепцию.

Мы индивидуумы настолько, насколько ощущаем свою обособленность и отличие от других.

В развитии представления о реальности совершенно особую роль играет собственное тело.
Сначала существует ощущение напряжения, т.е. "чего-то внутреннего".
Позднее, с осознанием существования некоего объекта, способного снять это напряжение, возникает чувство обладания "чем-то внешним",
Собственное тело - это и то, и другое одновременно.
Благодаря симультанному действию внешних тактильных и внутренних раздражителей, собственное тело становится обособленным от остального мира, поэтому делается возможным различение самости и не самости.
Совокупное представление о теле и его органах, так называемых образ тела, конституирует понятие "я" и имеет большую важность для дальнейшего формирования эго.


Р а н н я я   п е р ц е п ц и я   и   п е р в и ч н а я   и д е н т и ф и к а ц и я

Первичное состояние, когда отсутствует какое-то представление об объектах, называется "первичным нарциссизмом".
Первые реакции на объекты содержат многие интегрированные в единое целое компоненты, которые впоследствии дифференцируются.
Эти реакции подобны рефлексам, т.е. каждый стимул в соответствии с принципом постоянства требует немедленной разрядки.
Восприятие стимулов и их разрядка, перцепция и моторные реакции тесно переплетены.
Примитивное восприятие характеризуется близостью к моторной реакции.
Индивид воспринимает воздействие объектов, изменяя собственное тело, затем замечается это изменение.

...реакция на первые объекты ... младенец тянет объекты в рот.
Голод, постоянно нарушающий мирный сон, заставляет признать внешний мир.
Первой реальностью является то, что можно заглотать.

Примитивные реакции имитации и оральная интроекция того, что воспринимается, тесно взаимосвязаны.
..."заталкивание в рот" и имитация ради восприятия фактически отождествляются и представляют собой первичное отношение к объектам.
В этой первичной идентификации инстинктивное поведение и поведение эго неразличимы.
Все едино: первый (оральный) объект любви, первая моторная реакция на внешние стимулы и первая перцепция.

Идентификация играет большую роль в процессе построения эго, поэтому существо эго зависит от личностных особенностей тех, кто окружает младенца.

Эта инкорпорация, которая вообще представляет собой первую реакцию на объекты и предтечу сексуальных и деструктивных отношений, в психологическом смысле разрушает объекты.
Отношение, подразумевающее существование объекта только для удовлетворения эго и исчезновение объекта, когда удовлетворение достигнуто, наблюдается иногда в незрелых формах любви.
Но нацеленность на инкорпорацию субъективно не обязательно отражает деструктивную тенденцию по отношению к объекту.
Первичная инкорпорация представляет собой матрицу, по которой позднее происходит становление и любви, и ненависти, но сама матрица не привносит эти чувства.

Первоначально враждебные устремления к объектам, приносящим боль и препятствующим наслаждению, состоят не в заглатывании, а в выплевывании.
...сомнительно, признает ли примитивное эго определенный объект, однажды принесшие наслаждение и впоследствии отказавший в нем, как тот же самый.
Более вероятно, что для эго это разные объекты: "хороший", "подлежащий заглатыванию", и "плохой", который следует выплюнуть.
Только впоследствии возникает желание разрушить посредством заглатывания.

Вопрос определения, называть ли примитивную инкорпорацию амбивалентной и, следовательно, приписывать ли эмоциональной амбивалентности врожденность.
Примитивная инкорпорация амбивалентна, поскольку в ней содержатся элементы последующей любви и ненависти, она не амбивалентна, поскольку любовь и ненависть еще не существуют в качестве противоположностей.
Получение, направленное на получение удовлетворения, без принятие во внимание объекта (тем самым объект может быть разрушен) и побуждение к разрушению объекта из ненависти вовсе не тождественны.


Наблюдение больных психозом, регрессировавших к примитивному модусу восприятия, подтверждает его малую дифференциацию.
Объекты воспринимаются не четко отделенными один от другого и от эго.
Образы слишком протяженны, их границы размыты.
Они состоят не из элементов, которым надлежит быть вместе, а, скорее, из объединений, которые содержат несовместимые элементы.

В основном свойства первичной перцепции обуславливаются ее "необъективным" характером, эмоциональной природой.
Мир воспринимается в соответствии с инстинктами как источник удовлетворения или угрозы; инстинктивные желания фальсифицируют реальность.

Фенихель Отто
Психоаналитическая теория неврозов /
Пер. с англ. А.Б. Хавина. - 2-е изд-е. - М.: Академический Проект, 2005. - 848 с.
Приобрести книгу (изд-е 2013 г.)

Profile

lev_chuk
Александр Левчук

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com