?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Если у матери и отца нет представления о том, что переживает ребенок, то у ребенка отсутствует основа для стабильного чувства своего Я.

Дж. Макдугалл пишет: младенец сообщает посредством своего крика и прочего выразительного поведения нечто, что лишь его мать в состоянии интерпретировать, т.е. она берет на себя его мыслительную функцию. Если эта зеркализация отсутствует или нарушается, то психическая организация ребенка нарушается таким образом, что его внутренние переживания оказываются недостаточно репрезентированы. И тогда ему приходится искать другие формы передачи и хранения психических переживаний.

Есть много причин, почему родителю не удается настроиться на аффекты ребенка; в любом случае неадекватный ответ родителей ведет к тому, что ребенок интернализирует либо аффект родителя, либо защиту родителя от этого аффекта.
Дискомфорт ребенка либо игнорируется, либо отражается в непереработанном виде (нарушение контейнирующей функции родителя).
Это означает, что либо мать имитирует состояние ребенка, не модулируя его, воспринимая это состояние совершенно конкретно, или сама впадает в панику. Либо мать избегает отражать аффект ребенка, что оказывается похоже на диссоциацию.
Оба эти маневра лишают смысла коммуникацию ребенка, а взаимодействие между ребенком и родителем сводится лишь к физическому.

В этом случае ребенок не может распознать своего ментального состояния в состоянии родителя и утрачивает возможность символической репрезентации этого состояния.

...способность родителей вести себя по отношению к ребенку игриво и эмпатично является предпосылкой к тому, чтобы ребенок мог проецировать в них свои психические содержания и получать из обратно в переработанном виде.
Если же возможность такого взаимодействия отсутствует, то в будущем ребенок с трудом сможет отличать внешнюю реальность от своих фантазий и физическую реальность от психической.

...психоаналитик должен сохранять образ психического состояния пациента, не позволяя ему разрушить этот образ, и тогда пациент сможет шаг за шагом обнаружить этот свой образ в ментальных репрезентациях.

...тенденция С. впадать в состояние "младенческого крика" была одновременно настойчивым призывом прийти к ней на помощь, и помощь как раз и заключалась в том, чтобы чтобы появилась возможность про этот аффект размышлять.
...вербальные высказывания пациента становятся "псевдо-инсайтами", потому что отсутствует связь с первичным уровнем внутренних переживаний...
...интерпретации на ранних стадиях анализа не вызывают никакого отклика у пациента.
Это подтверждает опыт работы с С.: ее конкретное мышление, лишенное аффективного компонента, превращает мои интерпретации в какие-то схемы и конструкции, которые С. готова повторять бесконечно, занимая позицию псевдо-самонаблюдения.
"Псевдо", потому что эти наблюдения заимствованы из нашего разговора, а не из ее собственного опыта.
...постепенно у пациента возникает переживание своего внутреннего мира как отдельного и качественно отличного от внешнего, и в этом внутреннем мире он начинает различать какие-то события, процессы, изменения.

Интернализация интереса аналитика к ментальным состояниям и его способности дифференцированно размышлять о них усиливает способность пациента заботиться о своем внутреннем мире. При нормально развитии ребенок, играя со взрослым, способным видеть сразу две реальности, усваивает этот способ видения.

Вероятно, аналогия с игрой правомерна для анализа, если не понимать ее чересчур конкретно или упрощенно, и аналитик посредством странных с конвенциональной точки зрения приемов и требований создает в рамках своего кабинета особое игровое пространство.
В нем пациент может примерить и испробовать разные модусы, поиграть с ними, как с деталями конструктора, прожить какие-то типичные для себя или, наоборот, альтернативные варианты отношений в пределах этого игрового пространства, различить фантазии и реальность, развенчать и вновь выстроить свои иллюзии, и тем самым прийти к более зрелым формам психической жизни.

Разве не то же самое происходит в детстве?
Ребенок играет, взрослея, взрослеет, играя, и в один прекрасный день обнаруживает, что стал большим - и может покинуть детскую комнату.
Е. С. Калмыкова "Развитие ментализации в жизни и психоанализе"

Profile

lev_chuk
Александр Левчук

Latest Month

March 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com