?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сидел сегодня в парикмахерской, увидел на столике одну популярную глянцевую психологическую "мурзилку", перепосты статей из которой нередко мелькают в ленте новостей.

Решил воспользоваться случаем и впервые заглянуть, о чем же там пишут.

На первых страницах увидел вопросы в духе:

"Почему я всегда даю всем советы?"
"Как мне найти свой жизненный путь?"
и тому подобные,

на которые давались развернутые ответы.

Я немного удивился.
Когда мне задают такие вопросы малознакомые люди, я всегда искренне отвечаю: "Не знаю".

И дело не в том, что я что-то скрываю и не хочу делиться имеющейся информацией - я действительно не знаю.

Я не знаю этого человека, я не знаю контекст (психоэмоциональный климат), в котором он живет на данном жизненном этапе, я не знаю, какой запрос на самом деле стоит за его вопросом, я не чувствовал его рядом с собой, не дышал нашей связью, мы не проживали друг друга в едином интерсубъективном пространстве на сессиях.

Поэтому откуда же я могу знать, почему он "всегда всем дает советы?".

И действительно ли он "дает советы" или это просто его неточная интерпретация собственной (иной) активности?
И почему его волнует именно это?
Что он хочет от меня получить?
Кто он?
Какой он?
Какой он рядом со мной?
Какой я рядом с ним?
И т.д.
И т.п.

Не прожив все это, я буду давать абстрагированные ответы, которые будут касаться не живого человека, а некоей голограммы - образа этого человека в моей голове.

Я могу выстрелить несколькими гипотетическими версиями объяснения происходящего.
И если из этого пулемета одна из пуль случайно прилетит по адресу, то где вероятность, что эта информация не будет очередной интеллектуализированной монеткой в багаже рационализаций у этого человека?

Где гарантия, что эти объяснения, будучи выпаленные без предварительного установления терапевтического альянса, без создания надежной эмоциональной связи, где мы могли бы обмениваться собой и обогащать друг друга, "лягут" на его сердце, ассимилируются в его личности?

Такой гарантии нет.

Скорее всего, человек удовлетворится интересной (а главное, безопасной) интеллектуальной "объяснялкой", которая, в лучшем случае, понизит уровень тревоги неопределенности, царящей в его душе...

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
zhoozhalka
Aug. 12th, 2014 01:30 pm (UTC)
Никто не хочет тратить деньги на психотерапевта, но все хотят знать где выход. "Дайте мне такую таблетку, чтоб не дорого и помогала за один раз".
lev_chuk
Aug. 12th, 2014 09:15 pm (UTC)
Да, это точно.
В людях кричит симптом, и они хотят его убрать.
По возможности как можно скорее.

По-человечески это понятно, "мне больно, и я хочу снять эту боль", но!
Ведь нередко за "внешней" симптоматикой стоят более глубокие обусловливающие ее процессы, недоступные сознанию клиента и (на первых порах) терапевта.
И чтобы действительно помочь человеку (а не дать очередную таблетку "от головы"), нужно работать именно с ними на этом уровне.

Спилить-то засохшую ветку всегда можно (и это даст краткосрочное облегчение), но если не разобраться с болезненной почвой, в которой выросло и живет дерево, то труды будут напрасны, оно продолжит засыхать.

Edited at 2014-08-12 09:26 pm (UTC)
zhoozhalka
Aug. 12th, 2014 09:37 pm (UTC)
Это очевидно. Но мало кто из "дикого" народа понимает что такое психоанализ и зачем это так долго)
ethel_h
Aug. 12th, 2014 07:44 pm (UTC)
Я видела немало пациентов "порченых" вот такой поп-психологией. Когда на все собственные проблемы у них есть разумные объяснения - почему так, какие детские травмы к этому привели и пр. Абсолютно все тонет в интеллектуализированных психологизациях. Пробиться к живому чувству и здравому смыслу сквозь все это - очень непросто.
zhoozhalka
Aug. 12th, 2014 09:40 pm (UTC)
Я, кстати, тоже об этом подумала. Глянец и соц.сети вызывают симптом "я_разбираюсь_в_людях" = "яжпсихолог" :)
lev_chuk
Aug. 12th, 2014 10:14 pm (UTC)
Да, это точно(

Мне кажется, все эти "объяснялки" должны ложиться на подготовленную (в длительных доверительных отношениях) почву. И тогда, когда они действительно необходимы.

А когда человек сидит в своей привычной защитной "скорлупе", то эта информация будет просто наматываться на его интеллектуализированный "ус", а защиты - усложняться, (пардон!) охитрожопиваться:) и, в конечном счете, укрепляться, становясь все более труднодоступными для анализа.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

lev_chuk
Александр Левчук

Latest Month

March 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com