?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение описания психоаналитической характерологии.
Начало - здесь.

I. Патологическое поведение по отношение к ид


" Б е з у с л о в н о - ф р и г и д н ы й "   и   п с е в д о э м о ц и о н а л ь н ы й   т и п ы

Невротики - это люди, отчужденные от своих влечений.
Они не знают и не хотят знать этих побуждений, не чувствуя их вообще, или чувствуя только в малой степени, или испытывая в искаженной форме.

Такие индивиды не понимают "первичного процесса", психологию эмоций и желаний; поэтому при психоанализе они сопротивляются интерпретациям эмоциональных связей, допуская только логические связи.
Когда психоанализ успешно изменяет эти установки, пациенты, не привыкшие к аффектам, легко пугаются новых переживаний, зачастую они не признают свои аффекты, тогда взамен возникают соматические "аффективные эквиваленты".

Они спасаются от пугающих фантазий "бегством в реальность", но в реальность неодушевленную и безжизненную.

Второй вариант патологического поведения наблюдается у индивидов с сильными и неконтролируемыми эмоциями, которые, не находя естественного выхода, все переполняют и "сексуализируют".
Индивиды этого типа чрезмерно возбуждены и не могут хоть как-то отдалиться от собственных чувств.
Они слишком затянуты в первичный процесс, чтобы рефлектировать его.

Нормальный индивид способен вспомнить свое самочувствие в детстве.
Безусловно-фригидный индивид забывает детские эмоции.
Гиперэмоциональный индивид так и остается ребенком.

Два описанных типа представляют патологические крайности...
Иногда ранний внутренний мир, подвластный принципу удовольствия, целиком вытесняется.
Этим характеризуется фригидный тип.
В других случаях развитие настолько нарушается конфликтами влечений, что контроль со стороны эго с его вторичными формированиями оказывается дефектным.
Если первый тип бежит от пугающих инстинктивных соблазнов в трезвую реальность, то второй тип находит реальность наполненной репрезентациями пугающих влечений и бежит от нее к замещающей фантазии.


" У с л о в н о - ф р и г и д н ы е "   т и п ы

У некоторых индивидов фригидность проявляется только время от времени.
Они толерантны к эмоциям при наличии заверяющих условий, обычно до некоей степени возбуждения, а затем испытывают испуг.
Эмоции не должны быть слишком интенсивными и опасными.

Многие дети испытывают потребность играть роль шута, чтобы заставить других смеяться.
Подобные расстройства встречаются и у взрослых.
Такое поведение подразумевает страх перед наказанием за влечения.
Притворяясь, что просто шутит, индивид надеется избежать наказания.
Но шутовство все же нечто большее, чем попытка избежать наказания.
В нем имеется оттенок эксгибиционизма и стремление утвердиться в глазах зрителей, чтобы соблазнить их принять участие в шутливых сексуальных и агрессивных сценах.
Идея "заставить других смеяться" замещает идею "возбудить их".
Без шуток это возбуждение вызвало бы испуг.


Х а р а к т е р н ы е   з а щ и т ы   о т   т р е в о г и

Защита многих индивидов с реактивными характерами направлена не столько против влечений, сколько против эмоций, связанных с влечениями.

Многие защитные установки направлены не против потенциально тревожной ситуации, а только против самой тревоги.
В защиту от тревоги часто вкладываются огромные количества контркатексиса.

Испуганный ребенок нуждается, прежде всего, в любви, или удовлетворении нарциссизма, чтобы стать менее беспомощным и приблизиться к всемогуществу.
Ему необходима материнская поддержка, "хорошая" опора, чтобы преодолеть "плохую" тревогу внутри себя: имеется ввиду механизм интроекции.

Все, что увеличивает самоуважение, действует ободряюще, поэтому те, кто борется с тревогой, ищут соответствующего опыта.
Более примитивные особы коллекционируют заверения в любви, властные полномочия, менее примитивные особы жаждут одобрения собственного суперэго.

Обычно люди, страстно стремящиеся к власти и престижному положению, бессознательно испуганы, своим поведением они пытаются преодолеть или отрицать тревогу.
С нарциссическим характером не рождаются, установки такого характера направлены на борьбу со страхами, обычно очень архаичными (оральными) страхами.

Отрицание тревоги может осуществляться двумя путями: отрицанием опасности в данной ситуации или отрицанием собственного страха.
"Реактивное мужество" часто встречается как реактивное образование против еще действенной тревоги.

Иногда тревожные ситуации не избегаются, а ищутся, по крайней мере, при определенных условиях.
Пациенты прибегают к активному повторению волнующих ситуаций как способу, которым в детстве они овладевали тревогами.


Р а ц и о н а л и з а ц и я   и   и д е а л и з а ц и я   в л е ч е н и й

Механизм рационализации состоит в том, что эмоциональные отношения допускаются при условии, что они оправдываются как разумные.
Пациент находит ту или иную причину, объясняющую, почему он ведет себя определенным образом, и таким путем избегает осознания, что на самом деле им движут влечения.
Агрессивное поведение часто санкционируется при условии, что оно рассматривается как благородное.
Эго, боящееся своих влечений, пытается отстаивать их и способно предаваться им, пока сохраняется вера в их оправданность.

Представление об осуществлении идеала повышает самоуважение эго.
Это представление позволяет выражать посредством идеализируемых действий влечения, которые в других случаях обычно подавляются.
Каждый раз при следовании требованиям идеала эго снова предается раннему чувству всемогущества.
В приподнятом настроении ослабляется оценивание реальности и влечений, которые в этом состоянии не подвергаются обычной цензуре.



II. Патологическое поведение по отношению к суперэго


Х а р а к т е р н ы е   з а щ и т ы   п р о т и в   ч у в с т в а   в и н ы


Овладение чувством вины, представляющим собой дериват тревоги, иногда становится всепоглощающей задачей, наподобие овладения тревогой.

Суперэго возникает посредством инкорпорации родителей.
В отношении эго к суперэго продолжается поведение ребенка по отношению к родителям, и не только фактическое поведение, но также бессознательно желанное поведение.
Бунт, как и подобострастие, продолжается интрапсихически, и внешние объекты могут вторично использоваться в качестве "свидетелей" в разных формах борьбы между эго и суперэго.

Каждый, кто испытывает чувство вины, пытается избавиться от него путем искупления, получения наказания и раскаяния.

Если проекция успешна, чувство вины превращается в "моральную кампанию" против козла отпущения.
Многие борются с гомосексуализмом в обществе, преодолевая тем самым чувство вины относительно собственного бессознательного гомосексуализма.

Не всегда запретные действия других людей вызывают негодование.
Если некто совершает поступки, к которым индивид бессознательно стремится, это может вызвать восхищение и принести облегчение, имеющее следующий смысл: "Раз другие совершают подобные поступки, в них нет ничего плохого".
При характере, отягощенном чувством вины, все люди делятся только на соблазнителей и карателей, персонификации ид и суперэго.



III.  Патологическое поведение по отношению к внешним объектам


О б щ и е   з а м е ч а н и я

Заинтересованность во внешних объектах обуславливается тем, что они источник угрозы или потенциального удовлетворения.
С утверждением принципа реальности эго усваивает, что объективная оценка реальности позволяет лучше защитить себя и извлечь максимум удовольствия.
Невротики - индивиды со сниженной способностью к оценке реальности, поскольку у них поддерживается изначальный страх и, следовательно, сохраняются исходные влечения.

Реальные объекты для невротиков - просто представители прошлого, и в силу "переноса" вызывают неадекватные чувства.
Истерик, например, встречает только объекты своего эдипова комплекса и неизбежно разочаровывается, потому что в действительности это не объекты эдипова комплекса.
Компульсивный невротик ограничивается миром анально-садистских чувств.
Орально фиксированный невротик не видит в объектах ничего, кроме источников получения пищи и поддержания самоуважения.
Индивиды с бессознательным чувством вины усматривают во всех только наказывающих или прощающих авторитетов.

Случаи полного нарушения отношений ко всем объектам можно разделить на две категории.
В одних случаях отношения слишком инфантильны из-за задержек развития или регрессий.
В других случаях преобладающая потребность затеняет все остальное, т.е. исключает более или менее реальные объектные отношения, потому что объекты используются, только чтобы удовлетворить преобладающую потребность: "псевдообъектные отношения".

Псевдообъектные отношения не персонифицированы, объекты служат скорее средством облегчения внутреннего напряжения.


Ф и к с а ц и и   н а   п р е д ш е с т в у ю щ и х   л ю б в и   с т а д и я х

Развитие любви и ненависти - длительный психологический процесс.

"Любовь" младенца состоит исключительно во "взятии".
Младенец знает об объектах настолько, насколько нуждается в удовлетворении с их стороны.
Когда удовлетворение достигнуто, объекты для него больше не существуют.
Сексуальное и нарциссическое удовлетворение происходит одновременно.
Некоторые индивиды остаются фиксированными на этой стадии.
Окружающие являются для них средством регулирования самоуважения.

Среди индивидов данной категории встречаются лица с отсутствием иных интересов, кроме соответствия ожиданиям других людей.
Их идентификации множественны и мимолетны, склад характера нестабилен.
Установка таких людей состоит в том, что играя какую-то роль, не так рискованно быть отвергнутым, ведь роль можно сменить, подобно платью.

Идентификация - это первый вид объектных отношений.
Иногда отношения к объектам в зрелом возрасте сохраняют инфантилизм, потому что во многом основываются на идентификации.


Р е в н о с т ь

Смешение депрессии, агрессивности и зависти, с которой ревнивец реагирует на утрату любви, доказывает особую нетерпимость к этой утрате.
Страх перед утратой любви сильнее у личностей, для кого такая утрата означает снижение самоуважения.
Поскольку собственность может выполнять для самоуважения ту же функцию, что и любое удовлетворение извне, общество, в котором один супруг видит в другом собственность, способствует ревности как средству борьбы за самоуважение.

Джонс интерпретирует нарциссическую зависимость ревнивой особы от ее объекта следующим образом: "Для такого человека любовь является терапевтическим средством, которое должно вылечить его болезненное состояние".

Фенихель Отто
Психоаналитическая теория неврозов /
Пер. с англ. А.Б. Хавина. - 2-е изд-е. - М.: Академический Проект, 2005. - 848 с.
Приобрести книгу (изд-е 2013 г.)

Profile

lev_chuk
Александр Левчук

Latest Month

March 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com