?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Здесь представлены отрывки, в которых Фенихель описывает особенности формирования и течения депрессивного и маниакального состояний с позиции классического психоанализа.

Д е п р е с с и я   и   с а м о у в а ж е н и е

Индивиды, фиксированные на состоянии, в котором самоуважение регулируется снабжением извне, те, чье чувство вины мотивирует регрессию к этому состоянию, чрезмерно нуждаются во внешних ресурсах.
Всю жизнь они ненасытны.
Если нарциссические потребности не удовлетворяются, то их самоуважение падает до опасного уровня.
Они готовы ко всему, чтобы этого избежать, и пытаются всеми средствами добиться участия в приписываемом окружающим всемогуществе.

С одной стороны, прегенитальная фиксация таких индивидов проявляется в тенденции реагировать на фрустрацию насилием.
С другой стороны, оральная зависимость вынуждает их пытаться получить то, в чем они нуждаются, путем подобострастия и подчинения.

Индивиды с постоянной потребностью в благах, которые одновременно доставляют сексуальное удовлетворение и повышают самоуважение, являются "любовными наркоманами", не способными к активной любви, но испытывающими потребность быть любимыми.
Кроме того, они характеризуются зависимостью и выбором объекта по нарциссическому типу.

Объектные отношения у них имеют черты идентификации, они склонны к частой смене объектов, поскольку ни один из объектов не может обеспечить им необходимого удовлетворения.
Эти индивиды требуют от объектов поведения, которое допускает или поощряет их соучастие, позволяет чувствовать единство с партнером.
Стремление к согласию с людьми вынуждает их отрицать у себя всякую враждебность.

В соответствии с ранней фиксацией таких индивидов личность объекта не имеет для них большого значения.
Они нуждаются в снабжении, и им безразличен источник.
Это необязательно должен быть человек, иногда довольствуются наркотиком или навязчивым хобби.

Как и в случае обычных наркоманов, "любовные наркоманы" тоже не способны получить желанное удовлетворение.
При удовлетворении их наркомания только усиливается.

Выраженная депрессия представляет собой состояние, в которое впадает орально зависимый индивид при недостатке жизненных благ, легкая депрессия является предупреждающей антиципацией этого состояния.

...даже нормальные индивиды нуждаются в некоей подпитке нарциссизма извне, и, если эта подпитка полностью прекращается, они оказываются в положении младенца, обделенного заботой.


О   с л о ж н о с т и   м е х а н и з м о в   д е п р е с с и и

Обстоятельства, продуцирующие депрессию, подразумевают либо утрату самоуважения, либо утрату ресурсов, с помощью которых пациент надеялся сохранить или повысить самоуважение.
Сюда относятся события, снижающие самоуважение и у нормального индивида: постоянные неудачи, угроза престижа, потеря денег, угрызения совести.
Самоуважение снижается при утрате источников его поддержания: разочаровании в любви, смерти любимого человека.

Парадоксально, но даже события, в норме повышающие самоуважение, при патологии могут способствовать депрессии.
Успех, например, может ассоциироваться с наказанием или возмездием, восприниматься как предпосылка возложения новых обязанностей, требующих дополнительных ресурсов.

Пациенты, впадающие в тяжелую депрессию при любовных разочарованиях, всегда те, кому любовный объект приносит не только сексуальное, но и нарциссическое удовлетворение.
Вместе с любовью они утрачивают само существование.
Они боятся такой утраты и обычно очень ревнивы.
Сила ревности у них не соответствует силе любви.
Самые большие ревнивцы - это лица, не способные к любви, но в ней нуждающиеся.
После любовной утраты они сразу пытаются найти замену утраченному партнеру, например, пьянствуя или ища другого партнера.

В феноменологии депрессии на передний план выступает большая или меньшая утрата самоуважения.

Пациенты, чтобы восстановить самоуважение, пытаются влиять на окружающих.
Нередко они стараются очаровать объекты характерным для мазохистов способом, демонстрируя свои страдания и обвиняя в них объекты.
Объекты принуждаются к любви и в целях ее завоевания даже шантажируются...

Конфликт супер с эго имеется у всех, кто испытывает нарциссические нужды.

...депрессия всегда начинается с увеличения нарциссических потребностей, т.е. представления об отсутствии любви со стороны окружающих ("никто меня не любит")...
Характерная позиция выражается не столько утверждением "Все ненавидят меня", сколько утверждением "Я себя ненавижу".
Депрессивные пациенты не могут любить себя больше, чем они любят внешние объекты.
Они столь же амбивалентны к себе, как и к внешним объектам.

Но две компоненты амбивалентности различно стратифицированы.
В отношении к объекту (по крайней мере, к любимому объекту) любовные побуждения проявляются относительно открыто, а ненависть скрывается.
В отношении к собственному эго ненависть очевидна, первичная нарциссическая переоценка эго, напротив, остается скрытой.
...психоанализ обнаруживает, что депрессивные пациенты ведут себя очень высокомерно и навязываются объектам.

Враждебность к фрустрирующим объектам оборачивается враждебностью к собственному эго.
Ненависть к себе проявляется в форме чувства вины, т.е. разлада эго и суперэго.


П е ч а л ь   и   д е п р е с с и я

Если ребенок утрачивает объект, либидный поток, больше не связанный с объектом, затопляет его психику и может вызвать панику.
Привязанность к утраченному объекту репрезентируется сотнями воспоминаний.
Стирание каждого воспоминания происходит отдельно, на что требуется время.
Фрейд назвал этот процесс "работой скорби".
Такая работа труда и неприятна, многие стараются ее отсрочить, предаваясь иллюзии, что умерший все еще жив.

Иллюзия, что умерший жив, и идентификация с ним - взаимосвязанные явления.
Каждый скорбящий склонен упрощать свою задачу, создавая после утраты реального объекта замещающий объект внутри себя.
Для этого используется тот же механизм, что у всех разочарованных людей, в том числе страдающих депрессией, а именно регрессия от любви к инкорпорации, от объектного отношения к идентификации.
Нередко случается, что скорбящий в каком-то аспекте уподобляется утраченному объекту...
Фрейд указывал, что уподобление происходит не только при утрате вследствие смерти, но и в случаях ментальной утраты.
Он ссылается на женщин, перенявший черты своих бывший любовников.

Фрейд: "Весьма возможно, что идентификация - всеобщее условие, при котором ид расстается со своими объектами",
Учреждение интроекта - это способ облегчить окончательное освобождение.
Состояние печали имеет двухактную динамику: интроекция; освобождение от привязанности к интроецированному объекту.

...печаль представляет собой "приручение" примитивного бурного аффекта, разрядке которого сопутствуют страх и самодеструкция...
Эмоциональные вспышки тем сильнее, чем более амбивалентным было отношение к утраченному объекту.
Наша печаль, длящаяся некоторое время, защищает, следовательно, от разрушительной силы примитивного аффекта.

В состоянии печали снижается самоуважение.
Слегка опечаленный индивид нуждается в утешении, жалости, "ресурсах".
Глубоко опечаленный индивид отворачивается от объектов и становится нарциссичным, инкорпорируя неудовлетворивший объект.

При определенных условиях нарциссическая потребность отдельной особы и конфликты вокруг интроекции интенсивнее, чем обычно:
- любовь к утраченному объекту была незрелой и он использовался просто как поставщик нарциссических ресурсов;
- отношение к объекту отличалось амбивалентностью;
- индивид орально фиксирован и бессознательно сексуализирует "питание".

Предрасположенные к депрессии типы обладают, как указывалось, всеми тремя характеристиками: повышенной нарциссической потребностью, выраженной амбивалентностью, акцентированной оральностью.
Если такой индивид утрачивает объект, то ненавидит его за "уход" и пытается магическими средствами принудить к восполнению утраты.
Индивид продолжает эти попытки и после амбивалентной интроекции объекта, стремясь же уменьшить чувство вины, лишь усугубляет его.
Собственно депрессию составляет высококатектированная борьба с интроектом.
Депрессия является отчаянной попыткой вынудить орально инкорпорированый объект даровать прощение, защиту, любовь и безопасность.


П а т о г н о м и ч н а я   и н т р о е к ц и я

...депрессия - это утрата самоуважения, либо полное крушение самоуважения, либо частичная его утрата как предупреждение о возможности полной утраты.
...депрессивный индивид пытается восполнить утрату самоуважения путем патогномичной интроекции амбивалентно любимого объекта, но на самом деле усугубляет свое состояние.
Орально-садистская интроекция объекта, чья любовь желанна в качестве нарциссического ресурса, является взрывчаткой для запруженной нарциссической потребности.

Интроекция тогда не только попытка восполнить утрату объекта, но одновременно попытка достичь мистического единства с всемогущей особой, сделаться "компаньоном" утраченной особы, ее "пищевым партнером", посредством становления субстанции этой особы и делания ее своей субстанцией.
Амбивалентность, однако, придает такой интроекции враждебное значение.
Желание вынудить объект дать согласие на союз приводит к наказанию за насильственность этого желания.
После интроекции борьба за прощение продолжается на нарциссическом уровне, суперэго теперь борется с эго.

Депрессивный пациент жалуется на свою никчемность и ведет себя так, словно он утратил эго, а не объект.
Таким образом, объект и эго как-то уравниваются.
Садизм, который некогда направлялся на объект, оборачивается против эго.

Бессмысленные самообвинения ... обретают значение, если "я" пациента заместить именем объекта.
Самообвинения первоначально были обвинениями, адресованными объекту.
Плохие свойства объекта не осознаются и воспринимаются в качестве особенностей собственного эго, поскольку индивид боится ненависти, которая могла бы у него возникнуть.


С у и ц и д

Пытаясь умиротворить суперэго своей покорностью, эго просчитывается.
Желанное прощение получить невозможно, поскольку ублажаемая часть личности, вследствие регрессии, становится чрезвычайно жестокой и утрачивает способность прощать.

Суицид депрессивного пациента, при рассмотрении с позиций суперэго, представляет собой садизм, обращенный против самого индивида.
С позиций эго суицид прежде всего демонстрирует невозможность переносить ужасное напряжение, вызванное давлением суперэго.
В суициде, по-видимому, выражается мысль о прекращении любой активной борьбы, самоуважение утрачивается настолько, что не остается никакой надежды на его восстановление.
По словам Фрейда: "Эго чувствует себя покинутым суперэго и идет на смерть".

Чтобы хотеть жить, необходимо чувствовать некое самоуважение и поддержку защитных сил суперэго.
Когда это чувствование исчезает, возобновляется состояние первичной аннигиляции покинутого в голоде ребенка.

...суицид совершается потому, что он вселяет надежду на необходимую релаксацию.


О   п р и ч и н а х   г л у б о к о й   р е г р е с с и и

Депрессивные пациенты борются за поддержание самоуважения наподобие того, как они это делали, будучи детьми, под влиянием оральных фиксаций.
...индивиды, склонные к депрессии, в детстве обычно подвергались фрустрациям, на которые реагировали посредством схожего механизма.
Эти фрустрации нанесли серьезный ущерб их нарциссическим нуждам...

"Ущерб нарциссизму младенца", провоцирующий первичную депрессию, различен по содержанию.
Он может выражаться в экстраординарных переживаниях заброшенности и одиночества, а при особой предрасположенности сильно ранят даже обычные и неизбежные разочарования: рождение других детей, незначительные унижения...

Серьезный ущерб нарциссизму в период, когда самоуважение ребенка регулируется "участием в родительском всемогуществе", должен принимать форму разочарования в родителях.
Развенчание в это время родителей неизбежно означает развенчание собственного эго ребенка.
...индивид, стремясь к компенсации, потом всю жизнь требует нарциссических ресурсов извне, нарушая тем самым развитие суперэго.
Он также пытается компенсировать несостоятельность своих родителей формированием особого "всемогущего" суперэго, отличающегося строгостью и ригидностью, и впоследствии нуждается во внешней подпитке нарциссизма, чтобы перевесить нестерпимые требования качественно иного суперэго.

Импульсивное поведение и наркомания могут служить средствами борьбы с депрессией, так как эти нарушения представляют собой иные способы достижения той же цели, получения необходимых нарциссических ресурсов.
Поскольку депрессивное состояние возникают из-за дефицита нарциссических ресурсов, пока наркотики и импульсивные неврозы восполняют эти ресурсы, депрессия избегается.

Итак, предрасположенность к депрессии состоит в оральных фиксациях, которые обуславливают реакции на нарциссические шоки.


М а н и я

...стержень мании составляет непомерно высокое самоуважение.
Утверждение, что у маниакальных пациентов отсутствует совесть или ее влияние крайне ограничено, имеет тот же самый смысл, поскольку совестливость повышается с понижением самоуважения.

Все виды активности после устранения торможения интенсифицируются.

Пациенты испытывают голод по объектам не потому, что нуждаются в поддержке и заботе с их стороны, а чтобы реализовать свой потенциал и избавиться наконец от расторможенных побуждений, которые ищут разрядки.
Они не только испытывают голод по новым объектам, но и чувствуют освобождение.
Блокирование ослабевает, энергия, затрачиваемая прежде на сдерживание побуждений, теперь изливается, используя любую возможность разрядки.

...в мании осуществляются вожделения депрессивной фазы.
Происходит не только нарциссическое удовлетворение, которое снова делает жизнь желанной, но близка полная нарциссическая победа, словно в расположении пациента неожиданно оказались все доступные материальные ресурсы.
Тем самым первичное нарциссическое всемогущество относительно восстанавливается и жизнь ощущается с неправдоподобной силой.

В мании эго неким образом освобождается от давления суперэго, конфликт с "тенью" утраченного объекта завершается и происходит "празднование" этого события.

Триумф - дериват наслаждения ребенка, когда взрослеющее эго чувствует: "Мне не нужно больше бояться, я способен справиться с тем, что прежде казалось опасным. Теперь я столь же силен, как всемогущие взрослые".
Несомненно, что бывшее при депрессии давление прекращается, и триумфальный характер мании обусловлен высвобождением энергии, прежде связанной в борьбе и теперь ищущей разрядки.
Избыток побуждений, в основном оральной природы, вместе с повышенным самоуважением рождают чувство "богатства жизни" в контраст гнетущей "опустошенности", испытываемой при депрессии.

Во всех обществах имеет место институт "фестивалей", т.е. запреты со стороны суперэго временно отменяются.
Подобные фестивали основываются, конечно, на социальной необходимости.
Любое общество вызывает у своих членов неудовлетворенность, необходима "канализация" запруженных тенденций к бунтарству с минимальным ущербом.
Один раз в году при церемониальных гарантиях и специфических условиях бунтарским тенденциям позволяется выплеснуться.
"Суперэго устраняется", и немощи позволяется разыграть "соучастие".
Это создает хорошее настроение ... и облегчает послушание.

Существует потребность время от времени устранять все различия в психическом аппарате.
Во сне эго погружается в ид, из которого возникло.
Схожим образом на фестивалях и в маниакальном состоянии суперэго растворяется в эго.

Маниакальные явления из-за своей утрировки не производят впечатление полной свободы.
Психоанализ мании показывает, что страхи пациента перед суперэго, как правило, полностью не преодолеваются.
На бессознательном уровне страхи по-прежнему действенны, и в состоянии мании пациент страдает от тех же комплексов, что и при депрессии.
Но против этих комплексов успешно используется защитный механизм отрицания посредством гиперкомпенсации.
Утрированный характер маниакальных явлений обусловлен тем, что они - формирования реактивного типа, которые направлены на отрицание противоположных установок.
Мания не подлинная свобода от депрессии, а стесненное отрицание покорности.

...повторяется притворство ребенка, использующего в борьбе с нарциссическими шоками примитивный механизм отрицания и другие защитные механизмы.
Утрированная форма протеста соответствует утверждению: "Я больше не нуждаюсь в контроле".
Все или многие побуждения - агрессивные, чувственные, нежные - подвергаются разрядке.
Но "вместе с водой из ванны выплескивается ребенок", разум развенчивается вместе с суперэго.
Возникает состояние, схожее с первоначальным господством принципа удовольствия, когда не учитывалась реальность.
Разумное эго разрушается, на этот раз не воздействием суперэго, а вследствие отказа от разумных ограничений.
В мании сбываются опасения невротиков относительно собственного возбуждения: эго разрушается влечениями, разряжающимися неконтролируемым путем.
С восстановлением первичного нарциссизма и исчезновением чувства вины они уподобляются сосункам, которые при получении пищи утрачивают представление об объектах.



Фенихель Отто
Психоаналитическая теория неврозов /
Пер. с англ. А.Б. Хавина. - 2-е изд-е. - М.: Академический Проект, 2005. - 848 с.
Приобрести книгу (изд-е 2013 г.)

Profile

lev_chuk
Александр Левчук

Latest Month

March 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com