?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение о развитии влечений и инфантильной сексуальности (начало - здесь).

Фенихель утверждает, что развитие инфантильной сексуальности можно проследить с двух точек:
- с позиции смены ведущей эрогенной зоны (так называемые фазы психосексуального развития)
- с позиции изменений в сфере объектных отношений.

Я опустил отрывки о стадиях (фазах) психосексуального развития.
О подробно можно почитать у Абрахама (Карл Абрахам "Характер и развитие").

Часть II. Ранее психическое развитие: развитие влечений, инфантильная сексуальность (продолжение)


И н ф а н т и л ь н а я   с е к с у а л ь н о с т ь

Маленький ребенок представляет собой инстинктивное существо, исполненное полиморфно-перверсными сексуальными влечениями, а точнее, еще недифференцированной тотальной сексуальностью, содержащей все последующие частные влечения.
Он воспринимает реальность с позиций сексуальных целей и оценивает ее только в аспекте совместимости с удовлетворением влечения.

Инфантильная сексуальность отличается от взрослой сексуальности в нескольких отношениях.

Самое удивительное различие состоит в том, что максимальное возбуждение не обязательно локализуется в гениталиях, скорее гениталии играют роль первой среди равных во множестве эрогенных зон.
Цели инфантильной сексуальности тоже другие, они фиксируются на действиях, которые впоследствии доставляют наслаждение в прелюдии к сексуальному акту.
Инфантильная сексуальность отличается аутоэротизмом, т.е. ребенок использует в качестве объекта свое тело.
Компоненты сексуальности, которые направлены на объекты, имеют архаические черты (инкорпоративные цели и амбивалентность).

Установление доминирования гениталий над другими эрогенными зонами называют "первичностью гениталий", все сексуальное возбуждение становится тогда генитально ориентированным, и его разрядка приобретает "пиковый" характер.

Периоды психосексуального развития: инфантильный, латентный, период полового созревания, взрослая сексуальность.


А р х а и ч е с к и е   т и п ы   о б ъ е к т н ы х   о т н о ш е н и й

...развитие происходит от безобъектного состояния к нацеленности на инкорпорацию (сначала тотальную, впоследствии парциальную), затем преследуются другие амбивалентные цели, в которых объект просто средство удовлетворения, наконец возникает способность к реальной любви.

Безобъектное состояние - это просто первичный нарциссизм, когда сексуальные цели полностью аутоэротичны.

Первое позитивно-инстинктивное поведение в отношении желанного объекта состоит в приближении к нему и, наконец, в заглатывании (позднее ограничивающимся взятием в рот).
Первое негативно-инстинктивное поведение в отношении отталкивающего объекта состоит в отдалении и выплевывании (позднее конденсирующимся с устранением объекта по паттерну дефекации).

Первая идентификация связана с реальной деструкцией объекта, наподобие того, как исчезает образ объекта, когда достигается удовлетворение.
В этом общий корень ненависти и любви.
Впоследствии объект сохраняется, по крайней мере, в целях повторного использования при возобновлении потребности.
Личность объекта инкорпорации имеет, по-видимому, совсем несущественное значение.
Как индивидуальность объект безразличен, он должен доставить удовлетворение и может исчезнуть.

Объектное отношение можно назвать амбивалентным, если побуждение разрушить и сохранить объект сосуществуют.
Впоследствии ... конфликты амбивалентного отношения разрешаются благодаря нацеленности на парциальную инкорпорацию: часть объекта становится постоянным достоянием инкорпорации, в то время как другая часть сохраняется во внешнем мире.

...на первых порах отношения к объектам еще амбивалентное и пронизано нарциссическими целями.
Чтобы добиться необходимого удовлетворения, на объект оказывается влияние всеми доступными средствами.
Если результат положителен, объект вновь сливается с эго.


Л ю б о в ь   и   н е н а в и с т ь

До преодоления эгоистического отношения к объекту и связанной с ним амбивалентности дети в основном любят самих себя (вторичный нарциссизм).
Они способны различать и любить объекты, пока объекты доставляют им удовлетворение.
Если удовлетворения не происходит, ребенок идентифицируется с объектом и вместо объекта любит себя.

О подлинной любви к объекту можно говорить только тогда, когда его интересы учитываются настолько, что собственное удовлетворение невозможно без удовлетворения объекта.
Подлинная способность к любви изменяет не только отношение к другим людям, но и отношение к собственному эго.
Контраст между объектной любовью и любовью к себе опять же относительный: при первичном нарциссизме любовь к себе подменяет любовь к объекту; при вторичном нарциссизме потребность в любви к себе (и самоуважении) заслоняет любовь к объекту.
Вместе со способностью любить другого человека достигается более высокий, постнарциссический, тип отношения к себе.

...предполагается, что с наступлением идентификации понимаю реального объекта приходит конец.
В любви частичная и временная идентификация с эмпатическими целями сосуществует с объектным отношением или чередуется с ним в короткие интервалы.
На пике полноценного генитального удовлетворения идентификация возвращается на более высоком уровне: ощущение совместного полета, утрата индивидуальности, достижение желанного воссоединения эго с чем-то большим, выходящим за его границы, - все это существенные составляющие генитального удовлетворения.

...в состоянии влюбленности снова возвращается архаический тип самоуважения в форме океанического чувства утраты границ собственного эго.
Акцентуация смещается от собственного эго к партнеру...

Не только любовь, но и ненависть предполагает полное осознавание объекта, к чему маленький ребенок еще не способен.
Маленькие дети действительно разрушают объекты, помыкают другими детьми и обижают их, но, вероятно, не потому, что они изначально устремлены к деструкции, а просто в силу безразличия.
Объектные интересы у них ограничены потенциальными источниками удовлетворения и угроз, их "агрессивная" цель найти выход из дискомфортной ситуации, а не наслаждение деструктивной деятельностью как таковой.
Склонность деструкции в качестве цели зарождается позднее.
Сначала, вероятность, агрессивность служит средством, навязанным другими целями (особенностями преследования цели в случае трудностей и фрустраций), и только затем выступает как самостоятельная цель.
В норме при генитальной ориентации агрессивность представляет собой средство достижения целей в случае неблагоприятных обстоятельств, вытеснение же агрессивности создает столь же много проблем в жизни, как и вытеснение способности любить.


М а т ь   к а к   п е р в ы й   о б ъ е к т

Первый объект каждого человека - его мать.
Матерью ребенка считается тот, кто опекает его после рождения.

В начале жизни образы объектов еще отсутствуют.
Первые объектные представления диффузны, процесс формирования образов объектов протекает постепенно.
Первоначально идея матери, конечно, отсутствует.
...первые крайне не устойчивые представления относятся к вещам, приносящим удовлетворение: материнской груди (или бутылочке), облику матери и частям собственного тела ребенка одновременно.

В последующем ребенок научается различению, сначала, вероятно, происходит дифференциация "чуждого" и "заслуживающего доверия".
Чуждость вызывает опасение, от заслуживающих доверия источников ожидается нарциссическое удовлетворение.
Доверенные части материнского тела пользуются любовью.
Постепенно мать признается как целостность, "оральный союз с матерью" удовлетворяет одновременно еще недифференцированные эротические и нарциссические потребности.
Там самым мать получает уникальную возможность оказывать влияние.

Фенихель Отто
Психоаналитическая теория неврозов /
Пер. с англ. А.Б. Хавина. - 2-е изд-е. - М.: Академический Проект, 2005. - 848 с.
Приобрести книгу (изд-е 2013 г.)

Profile

lev_chuk
Александр Левчук

Latest Month

March 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com