?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Предыдущие отрывки были посвящены описанию развития архаичного эго (1 часть, 2 часть, 3 часть).
Посты с индексом 3.2.* будут содержать отрывки, посвященные описанию развитию инстинктов и инфантильной сексуальности.

Да, в названии главы фигурирует понятие "инстинкт", а не "влечение".

Хотя сам Фенихель несколько ранее в данной работе подчеркивает:
"Термин Trieb (влечение), который использовал Фрейд, не означает в точности то же самое, что английское понятие instinct (инстинкт), которым он обычно переводился.
Понятие "инстинкт" подразумевает нечто унаследованное и неизменное, тогда как влечение не подразумевает постоянства.
Напротив, цель и объект влечений явно изменяются под влиянием окружения, и Фрейд даже придерживался мнения, что среда играет роль в особенностях реализации влечений.
Неправильное уравнивание instinct и Trieb привело к весьма существенным недоразумениям"

Несмотря на все это, Фенихель продолжает говорить преимущественно об инстинктах  (в тексте "instinct" и "drive" чередуются как синонимы).
Здесь стоит отметить, что Фенихель писал свои последние работы на английском, а не на немецком языке, а в англоязычной литературе того времени действительно было принято употреблять термин instinct (с легкой руки Стрэйчи, который именно так перевел немецкое "trieb").

Цитируя данные отрывки я постараюсь заменять слово "инстинкт" и его производные на "влечение" (где это будет возможно).

Часть II. Ранее психическое развитие: развитие влечений, инфантильная сексуальность


Ч т о   т а к о е   в л е ч е н и е  ?

Фрейд предложил различать два рода возбуждения:
- одно из них вызывается непостоянной стимуляцией извне;
- другое - непрерывной стимуляцией изнутри организма.

Любое восприятие, любые сенсорные стимулы, исходят они извне или изнутри организма, имеют "провоцирующий характер", провоцируют побуждение к действию.

Цель влечения: само специфическое действие по разрядке, устраняющее возбуждение, и, следовательно, осуществляющее удовлетворение.
Объект влечения: это инструмент, которым или посредством которого влечение достигает своей цели.
Источник влечения: химико-физическое состояние организма, служащее причиной сенсорной стимуляции в целях создания возбуждения (источники влечений - чисто физиологическая проблема, и в этой области наши знания недостаточны).

Две категории влечений:
1) Первая категория представлена простыми физиологическими потребностями, которые в данном случае служат лучшей моделью протекания влечений: соматические изменения приводят к нестерпимым переживаниям, побуждение вызывает специфические действия, устраняющие соматические изменения, и в результате наступает релаксация.
Характер влечения становится особенно очевидным, когда нормальный ход событий задерживается (примерами служат дыхание, голод, жажда и др.).
2) Сексуальные влечения.
В противоположность императивным влечениям, сексуальные влечения, если не находят удовлетворения в первоначальной форме, способны изменяться, изменять свои объекты и цели, подчиняться регрессии эго и затем снова проявляться разными способами в иных обличьях.

...сексуальность никоим образом не ограничивается побуждениями и действиями более или менее прямо ведущими к сексуальному акту.


К л а с с и ф и к а ц и я   в л е ч е н и й

Первая классификация влечений Фрейда: сексуальные влечения и эго-влечения (влечения Я).
Он обнаружил, что невротики заболевают в результате вытеснения определенных переживаний, эти переживания всегда имели сексуальный характер.
Силы, борющиеся с сексуальными желаниями, представляли собой тревогу, чувство вины, этические и эстетические идеалы.
Контрсексуальные силы можно было суммировать как служащие самосохранению влечения Я (эго-влечения).

В настоящее время вытеснение понимается не в качестве конфликта между двумя группами влечений, а, скорее, как структурный конфликт.
Эго отвергает определенные требования ид.

Критика этой классификации влечений началась с открытия нарциссизма, т.е. сексуального характера некоторых эго-влечений.
Оказалось, что "эгоизм", или высокая оценка собственного эго, отчасти имеет ту же природу, что и сексуальные влечения, реализуемые в любви к объектам.

Между эго-либидо и объект-либидо не существовало качественной разницы, простым перемещением эго-либидо превращается в объект-либидо и наоборот.
Эти данные противоречили разделению влечений на эго-влечения и сексуальные влечения.

Тогда Фрейд предложил новую классификацию влечений.
1) Влечение к смерти (склонность к самодеструкции, которая может обернуться на внешний мир и стать деструктивным влечением)
2) Жизнелюбие, "эрос", устремление к объектам в поисках высшего союза.


К р и т и к а   к о н ц е п ц и и   о   в л е ч е н и и   к   с м е р т и

Не вызывает сомнения, что деструктивная направленность влечения противоположна направленному поиску любовного объекта.
Вопрос состоит в природе антитезы.
Имеем ли мы дело с влечениями, противоположными по сути, или опять-таки эти качества дифференцируются из единого корня?
Последнее, по-видимому, более вероятно.

Можно было бы сгруппировать все феномены, собранные под заголовком "Влечение к смерти", не как проявление особого влечения, а выражение принципа, справедливого для всех инстинктов (принципа постоянства).
Группа сексуальных влечений характеризуется, наоборот, жаждой новых стимулов, поиском объектов и высшего единства. Но в этом случае и стремление к релаксации и избавлению от напряжения выступают наиболее явно.

Следовательно, едва ли возможно, что один тип влечений характеризуется принципом постоянства, второй - жаждой стимулов.
Напротив, жажда стимулов как принцип, противоречащий принципу постоянства, генетически должна быть либо его дериватом, либо специальной разработкой.
Когда младенец пробуждается от соматически обусловленного голода, он он следует принципу постоянства, т.е. желает утолить голод и снова уснуть.
Позднее, после признания необходимости внешнего мира для достижения успокоения, младенец устремляется вовне и требует контакта с окружающими.
Жажда внешней стимуляции - промежуточная цель, обходной путь к избавлению от стимулов.

Конечно, нельзя отрицать важности существования агрессивных влечений.
Однако отсутствуют доказательства их возникновения исключительно путем обращения вовне первичных влечений к самодеструкции.
Более вероятно, что агрессивность первоначально не имеет собственной цели, отличающей одни инстинкты от других, а, скорее, представляет собой модус преследования целей влечений, возникающий при фрустрации или даже спонтанно.

Деструктивный способ преследования целей с большей готовностью избирают организмы с относительно низким уровнем развития, возможно, в связи с недостаточной переносимостью напряжения.

Архаичная цель влечения  в отношении объектов, инкорпорация, в одинаковой степени служит как достижению близости с объектом, так и его разрушению.
Инкорпорация - матрица обоих процессов.

В ранний период развития либидные и агрессивные тенденции настолько переплетены, что их нельзя выделить, они словно репрезентируют интегрированное состояние, из которого позднее дифференцируется эрог и агрессивность, и только впоследствии любовь и ненависть формируются как противоположные качества.

Распад в клетках, их объективная деструкция, не может быть источником деструктивного влечения, наподобие того, как химическая сенсибилизация нервной системы при стимуляции эрогенных зон - источник сексуального влечения.
...цель влечения - устранить соматические сдвиги в своем источнике.
Влечение к смерти не нацелено на устранение диссимиляции.

Итог.
Между интересами эго и сексуальными влечениями происходят частые конфликты, нередко случаются и конфликты между агрессивными и сексуальными тенденциями.
Оба вида конфликтов имеют длинную историю, они зарождаются в некоторый момент развития и сохраняются, пока превалируют определенные условия.
Необязательно полагать, что противоборствующие силы представляют собой подлинные и безусловные дихотомии, существующие изначально.

Фенихель Отто
Психоаналитическая теория неврозов /
Пер. с англ. А.Б. Хавина. - 2-е изд-е. - М.: Академический Проект, 2005. - 848 с.
Приобрести книгу (изд-е 2013 г.)

Profile

lev_chuk
Александр Левчук

Latest Month

March 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com