?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение о психическом развитии.
Начало - здесь.

ЧАСТЬ I. Ранее психическое развитие: архаичное эго (продолжение)


В с е м о г у щ е с т в о   и   с а м о у в а ж е н и е

Примитивное эго, в противоположность более дифференцированному эго, считается слабым по отношению к инстинктам и внешнему миру.
Но психологическое отделение эго от внешнего мира еще неполное, и эго чувствует всемогущество через включение внешнего мира или его частей внутрь себя.
Ференци говорит о безграничном могуществе, которое сохраняется до тех пор, пока отсутствует представление о существовании объектов.
Всемогущество начинает ограничиваться при переживании возбуждения, которым нельзя овладеть, вызывающим неупорядоченную двигательную разрядку.
Когда движения трактуются окружающими как сигнал к перемене ситуации, ребенок воспринимает такую очередность событий в качестве "всемогущества движений".

Отделение эго от внешнего мира не происходит внезапно, это постепенный процесс.

Всегда остаются следы изначального безобъектного состояния или, по крайней мере, устремление к нему ("океаническому чувству").

Когда ребенок вынужден в силу приобретенного опыта отказаться от веры в собственное всемогущество, он приписывает всемогущество взрослым, которые теперь рассматриваются в качестве независимых объектов, и пытается посредством интроекции соучаствовать в их возможностях.
Нарциссическое благополучие характеризуется тем, что переживается как воссоединение с всемогущей силой во внешнем мире, либо путем инкорпорации частей этого мира, либо фантазированием о собственной поглощенности миром ("вторичный нарциссизм").
Религиозный экстаз, патриотизм и сходные чувства характеризуются участием эго в чем-то непостижимо высоком.

Индивидуальный опыт всемогущества порождает наиболее значимую потребность человека.
Устремление к океаническим переживаниям периода первичного нарциссизма можно назвать "нарциссической потребностью".
Самоуважение - это осознание индивидом того, насколько он близок к исходному всемогуществу.

Примитивные методы регуляции самоуважения исходят из факта, что первое устремление к объектам мотивируется желанием избавиться от дискомфорта, а удовлетворение, полученное с помощью объекта, восстанавливает нарциссическое состояние и делает ненужным сам объект.
Желания вернуть всемогущество и избавиться от инстинктивного напряжения еще не разделяются.
Если достигается успех в избавлении от неприятных побуждений, то самоуважение снова восстанавливается.
Первое удовлетворение, полученное от внешнего мира, обеспечение питанием, одновременно первый регулятор самоуважения.

Тенденция соучаствовать во всемогуществе взрослых возникает вслед за отказом от собственного всемогущества, дифференцируясь из желания удовлетворять голод.
Тогда обретение любви могущественного взрослого имеет тот же эффект, что и получение младенцем молока.
Младенец утрачивает самоуважение, когда теряет любовь, и обретает самоуважение, когда восстанавливает любовь.

Позже нарциссические и сексуальные потребности дифференцируются: сексуальные потребности возникают в отношении к объектам, нарциссические в большей мере в отношениях между эго и суперэго.
Любое чувство вины снижает самоуважение; любое осуществление идеалов повышает самоуважение.

Но поскольку при психическом развитии в глубинах нового сохраняется старое и примитивное, отношение к объектам частично управляется нуждами самоуважения.
Лучше всего данный феномен изучать у тех, кто фиксирован на этой стадии.
Они нуждаются в нарциссическом удовлетворении извне, чтобы поддержать самоуважение.

Тот факт, что эротические и нарциссические потребности вынуждают ребенка просить любви, и императивный характер этого желания позволяют говорить о пассивно-объектной природе любви у маленьких детей.
Ребенок хочет получить блага от объекта, ничего не давая взамен, объект для него еще не личность, а только инструмент, обеспечивающий удовлетворение.

Стадия первичного нарциссизма, в которой испытывается всемогущество и встает проблема "овладения", сменяется периодом пассивно-рецептивного овладения миром (приспособления), когда трудности преодолеваются с помощью сильных внешних объектов, представляющих необходимое.

Если в последующем активное приспособление терпит неудачу или не позволяет надеяться на успех, возникает соблазн вернуться к пассивно-рецептивному "господству".


Р а з в и т и е   д в и г а т е л ь н о й   с ф е р ы   и   а к т и в н о е   п р и с п о с о б л е н и е

...происходит постепенное замещение действиями простых реакций разрядки.
Это достигается путем увеличения времени между стимулами и реакциями, обретением терпимости к напряжению, т.е. развитием способности связывать примитивные побуждения-реакции контракатексисами.

Ходьба и контроль сфинктеров составляют базис самостоятельности ребенка.
Эти способности помогают усвоению принципа реальности и преодолению рецептивной зависимости, а также потребности в немедленной разрядке.
Дар речи изменяет функции эго по предвосхищению будущего: символическое обозначение вещей консолидирует сознание и позволяет предвидеть события, моделируя их с помощью слов.

Оценивание реальности и терпимость к напряжению - два аспекта единой способности.


Т р е в о г а

Биологическая беспомощность человеческого дитя неизбежно приводит к состоянию болезненного напряжения.
Состояние, в котором организм настолько возбужден, что утрачивает способность к самоуправлению, называется травматическим.

При ранних травматических состояниях страдания носят еще недифференцированный характер и поэтому не идентичны последующим аффектам, но имеют общий корень с разными аффектами, и, конечно, с тревогой.

Так называемая первичная тревога отчасти может рассматриваться в качестве способа, которым дает о себе знать напряжение, а отчасти как перцепция непроизвольных вегетативных разрядок.
Фрейд предположил, что синдром первичной тревоги возникает при акте рождения.
Наверняка, первичная тревога не создается активно самим эго, она возникает в результате еще не управляемой внешней и внутренней стимуляции, вызывающей болезненное чувство в сознании и переживается пассивно как некое происшествие с эго, которое необходимо перетерпеть.

В последующие годы переживания, сходные с первичной тревогой, возникают при травмирующих событиях.
Бесконтрольные приступы сокрушающей тревоги переживаются как нечто ужасное, затопляют беспомощную личность, образуя типичный симптом травматических неврозов.
...весьма вероятно, что травматическая тревога или паника динамически идентичны первичной тревоге, т.е. при недостатке контроля возникает состояние переполнения возбуждением, которое переживается пассивно.

Когда ребенок учится контролировать двигательную сферу, целенаправленные действия постепенно занимают место простых реакций разрядки, ребенок становится способен продлевать время между стимулами и реакциями и переносить напряжение.
Изначально аффекты являются архаическими синдромами разрядки, и при определенных условиях возбуждения они заменяют произвольные действия.
В ходе развития эго "приручает" аффекты и использует их в целях предвидения.

Базовая тревога явно обусловливается неспособностью младенца самостоятельно удовлетворить свои физиологические потребности.
Первый страх - бессловесный страх перед последующими травматическими состояниями.
В нем коренится представление о том, что собственное инстинктивные потребности могут представлять опасность (основа всех психоневрозов).

Фенихель Отто
Психоаналитическая теория неврозов /
Пер. с англ. А.Б. Хавина. - 2-е изд-е. - М.: Академический Проект, 2005. - 848 с.
Приобрести книгу (изд-е 2013 г.)

Profile

lev_chuk
Александр Левчук

Latest Month

March 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com